Развитие речи для детей дошкольного возраста

Взаимодействие с другими людьми всегда определяется наличием развитых коммуникативных навыков, во главе которых находится речь. Этот навык не врожденный, он формируется в раннем детстве благодаря помощи взрослых и при их непосредственном участии в коммуникативном процессе. Игры и упражнения для развития речи являются одним из самых эффективных способов научить ребенка говорить правильно, строить логические цепочки, доказывать свою точку зрения и, конечно же, познавать этот сложный, но очень интересный мир.

Читайте также

Как научить ребенка азбуке

После того как малыши научатся различать базовые цвета, родители стремятся разбудить в них интерес к изучению…

Чем важно развитие речи у детей

Заниматься развитием речи ребенка необходимо с самого рождения. Конечно же, заставить его говорить в два месяца нельзя, но можно заставить слушать. Этот этап очень важен, так как только из внешнего мира ребенок получает информативную базу для дальнейшего развития.

В первые три года жизни происходит интенсивное развитие мозга и его функций. Именно в этот период центральная нервная система поддается тренировке. Если тренировка не происходит, то развитие замедляется, а в некоторых случаях, вообще, останавливается.

К трем годам завершается формирование речевых центров головного мозга, происходит накопление словарного запаса, усвоение грамматических форм. Если к трем годам не произошло этого качественного рывка, то наверстывать будет очень сложно.

Развитие речи у детей дошкольного возраста – процесс естественный в здоровой социальной атмосфере. Ребенок должен хорошо слышать речь окружающих, правильно ее воспринимать и четко воспроизводить. Для этого обязательно должен быть натренированный речевой аппарат, который, как правило, уже в этом возрасте настроен на фонетическую систему родного языка.развитие речи детей дошкольного возраста

Вступление в активную дошкольную фазу характеризуется интенсивным познанием окружающего мира. Нередко возраст от 3 до 6 лет называют «возрастом почемучки». Для того чтобы находить ответы на вопросы, ребенку нужно уметь эти вопросы формулировать. А для этого он уже должен уметь не просто имитировать звуки и называть окружающие предметы, но и выстраивать сложные предложения, формировать предположения, обобщать, анализировать. Как правило, те детки, чьи родители приложили усилия к развитию речи в раннем возрасте, легко справляются с этими необходимыми задачами.

Речь и мышление неразрывно связаны между собой. Поэтому от успешного развития речи напрямую зависит психическое развитие малыша, формирование его характера, способности обучаться и коммуникативная адаптация в обществе.

Методика формирования речи

Чтобы правильно подобрать необходимую методику для разных этапов развития речи ребенка, необходимо выяснить, какие явления возникают в тот или иной период, как они изменяются и почему такие изменения характерны. Не стоит торопить его, перегружать информацией и насильно заставлять учить слова. Развитие должно быть произвольным, в виде игр и активного досуга.

С рождения до года

Первый год жизни малыша считается подготовительным, но уже в этот период начинается формирование речи. Первые звуки младенца даже сложно назвать словами. Как правило, они являются реакцией на внешние раздражители: плач, крик, выкрики гласных звуков на выдохе. Несмотря на то, что слова еще не могут воспроизводиться, речевой аппарат активно тренируется.

С трех до пяти месяцев малыш начинает реагировать, если его зовет мама. Так же он может повторять интонацию и ритмику. На этом этапе возникает некоторая осознанность в восприятии речи, в отличие от самого раннего периода.развитие речи дошкольников

С пяти месяцев ребенок начинает лепетать. Его речь состоит из повторяющихся простых слогов, например, ма-ма, ба-ба, па-па. К своему первому дню рождения малыш уже должен реагировать на свое имя, имитировать звуки, интонации, ритмику, которую слышит от взрослых. Поэтому на первом, самом раннем, этапе развития речи необходимо как можно больше разговаривать с малышом, петь ему песни, обращаться к нему по имени.

С года до двух лет

После года ребенок уже начинает осмысленно произносить слова, которые, как правило, связаны с действиями. Слоги могут путаться местами, многие звуки не полностью выговариваются, но малыш с помощью слов пытается что-то просить или называет предметы. Предложения чаще всего получаются односложными, но речь все больше напоминает связанную. Ребенок в первую очередь произносит конкретные существительные, обозначающие предметы, которые в данный момент можно показать, глаголы повелительного наклонения (например, дай, иди, смотри), неопределенной формы (спать, гулять). Или это могут быть слова, имитирующие звуки животных. Для развития речи в этот период важно комментировать разные действия, связанные с привычными делами, чтобы малыш знакомился с реалиями, которые его окружают.

Читайте также

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

Для человека потребность в самостоятельности – одна из фундаментальных, поэтому формироваться она начинает с самого…

С двух до трех лет

К трем годам малыш начинает выстраивать предложения из нескольких слов, склоняет существительные по падежам, пользуется союзами и предлогами. Звуки становятся более отчетливыми, особенно такие сложные, как шипящие, «р», «л». Ребенок пытается сказать что-то, что не связано с происходящими в данный момент событиями. На этом этапе развития речи дошкольников важно как можно больше читать с ними, разговаривать, пополняя словарный запас.

3–4 года

В возрасте трех лет ребенок уже разговаривает достаточно хорошо. Он пересказывает сказки, описывает события прошедшего дня, в его арсенале уже много слов, которыми он пользуется, среди них и прилагательные, числительные, местоимения. Фантазия детей в этом возрасте безгранична, поэтому они могут придумывать новые слова на основании уже знакомых. Некоторые звуки малыш может проглатывать, выговаривать неправильно, твердые согласные заменять мягкими. Поэтому основные методы развития речи на этом этапе направлены на заучивание стихов, особенно следует обратить внимание на чистоговорки. На прогулке нужно простить малыша описывать предметы, которые он видит, действия, которые с этими предметами можно совершить, их качества. Обязательно нужно отвечать на все вопросы. Во время речевых тренировок необходимо уделить внимание мелкой моторике: можно лепить из пластилина, перебирать мелкие предметы, рисовать пальчиками.

Дыхательная гимнастика поможет избавиться от дефектов речи. Для этого нужно в игровой форме заставить малыша на что-либо дуть: например, можно надувать мыльные пузыри, сдувать одуванчики.

В этом возрасте можно начинать учить с ребенком буквы алфавита, непременно, в игровой форме. Например, связывая букву со словом, которое она начинает. Обязательно следует использовать наглядный дидактический материал. Эффективным методом будет описание картинок.

4–5 лет

В этом возрасте ребенок все впитывает как губка, и его словарный запас увеличивается в несколько раз. развитие связной речиПредложения становятся сложноподчиненными, малыш с удовольствием рассказывает о своем дне, поэтому необходимо всегда интересоваться, чем он занимался, что видел, что нового узнал. Для развития речи и памяти лучше всего разучивать стихи, ритмичные считалки, песенки, скороговорки. Сочетать лучше всего с играми и творчеством. Пусть малыш рисует, вырезает, занимается аппликацией, лепит из пластилина и комментирует свои действия.

5–6 лет

В возрасте 5–6 лет малыш становится полноценным участником коммуникативного процесса. Он не только пересказывает сказки и повествует о чем-либо, но и начинает рассуждать. Такой аналитический процесс следует поддерживать, чаще задавать ребенку вопрос «Как думаешь, почему так происходит?». При этом речь его становится более сложной и выразительной за счет активного использования эпитетов.

6–7 лет

В возрасте, когда малыш готов к школе, он способен в полной мере контролировать свою речь, использовать слова вежливости, анализировать и обобщать. Очень важно привить интерес к чтению, так как от этого во многом зависит дальнейшее развитие речи школьника.

Особенности развития речи

Развивать речь ребенка необходимо постоянно. Для этого, в первую очередь, нужно с ним общаться, задавать вопросы, отвечать на его вопросы, поправлять, если в этом есть необходимость. Формирование детской психики происходит параллельно с речью, поэтому при возникновении каких-либо проблем, необходимо сразу же прибегать к их решению. Если ребенок для своего возраста не имеет полного объема речевых навыков, обязательно нужно обратить на это внимание.

Если у малыша возникают трудности с произношением, на помощь придут скороговорки и чистоговорки для развития дикции. Можно обратиться к логопеду, чтобы он подсказал, как правильно исправить тот или иной дефект.

Монологической

Благодаря развитию монологической речи, формируются основы анализа и построения логических структур. Дошкольник овладевает такими видами монолога, как пересказ и рассказ. Оба играют важную роль, так как с помощью пересказа ребенок воспроизводит чужие мысли своими словами, а благодаря рассказу, формирует собственные. Пересказ опирается на ранее услышанную историю, поэтому в этом случае развивается еще и память. Малыш не бездумно зазубривает часть текста, а пытается уловить содержание.методика развития речи

Рассказ формирует творческие способности малыша, которые обязательно вырастают из уже существующего опыта, поэтому следует обеспечить ребенку этот опыт, прежде чем требовать от него бурную фантазию.

Диалогической

Диалогическая речь формируется посредством общения, беседы. Здесь имеют место вопросительные предложения, которыми должны пользоваться обе стороны. Грамотно вести диалог очень важно, так как он является основой коммуникативной деятельности человека. Кроме обмена репликами, часто используют подвижные игры с элементами готового диалога, а так же сюжетно-ролевые упражнения.

Читайте также

Как объяснить ребенку математику

Математика для детей должна протекать в интересной и красочной атмосфере. Все родители обязаны стараться…

Интонационной выразительности

Для формирования интонационной выразительности активно используются стихотворения. Успех данного метода гарантирован в том случае, если ребенок имеет перед собой пример. Малыш начинает перенимать интонацию родителя раньше, чем осознано говорить, поэтому для него не составит труда повторить текст стихотворения с необходимым выражением.

Приемы диалогической речи так же поспособствуют формированию интонационной выразительности. Элементарные вопросительные, побудительные реплики легко освоятся малышом в процессе игры.

Упражнения по развитию речи

Регулярное вербальное общение с ребенком оказывает положительное влияние на формирование его речи. Но процесс будет еще эффективнее, если применять специальные упражнения в игровой форме.

Словообразование

Принцип этого упражнения заключается в том, чтобы объяснить малышу связь между качеством средства развития речипредмета и материалом, из которого он изготовлен. Например, дерево – деревянный, железо – железный, кирпич – кирпичный. Ребенок должен понять принцип образования слов. На первых этапах могут возникать ошибки, которые необходимо исправлять вместе.

Занятия с картинками

Использование наглядного дидактического материала имеет большое значение в развитии речи детей. Следует показывать малышу картинки, на которых могут быть изображены как предметы, так и сюжеты. Ребенок должен описать картинки настолько подробно, насколько это возможно. Следует задавать наводящие вопросы, с помощью которых малыш с легкостью выполнит задание. Наглядным средством могут служить также иллюстрации к сказкам.

Развитие слуховой дифференциации

Дошкольник должен уметь на слух воспринимать все звуки в канве связной устной речи. Для того чтобы помочь ему в этом, следует выполнять следующие упражнения:

  • Попросить малыша назвать слова, которые начинаются на определенный звук.
  • Теперь пусть он назовет слова, которые заканчиваются на этот звук.
  • Предложите ребенку вспомнить слова, которые содержат в середине тот или иной звук.

Анализ состава слов

Суть упражнения заключается в том, чтобы узнать определенную букву в составе слова. Сначала задается буква, потом необходимо в медленном темпе называть слова, если в слове присутствует заданная буква (в любой его части), малыш хлопает в ладоши. Это помогает не только в развитии связной речи, но и в аналитической работе. Со временем темп ускоряется, игра становится динамичной.

Читайте также

Буквограмма — развивающая методика

Каждый второй родитель рано или поздно сталкивается с проблемами в обучении своего ребенка. Некоторые дети слишком…

Что делать при нарушении развития, и к какому врачу обратиться

Причины нарушения речи могут быть разные:упражнения для развития речи

  1. Поражение ЦНС.
  2. Аутизм, отставание развития.
  3. Неправильный прикус, короткая уздечка.
  4. Проблемы со слухом.
  5. Педагогическая запущенность.
Если в своем возрасте малыш не обладает необходимыми речевыми способностями, следует обратиться к врачу. Это может быть лечащий педиатр, который при необходимости направит на консультацию к неврологу или логопеду. Если причиной задержки становится педагогическая запущенность, то следует обратить внимание на собственное участие в развитии вашего малыша.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *