Методики по развитию памяти у детей дошкольного возраста

У каждого взрослого в памяти устойчиво держаться отрывки жизни из детства, а многие вещи, которые происходили с ним на прошлой неделе, почему-то не всегда фиксируются. Это происходит потому, что в детском возрасте запоминание происходит намного эффективнее, так как к процессу подключаются эмоции. Именно поэтому развитие памяти у детей, особенно дошкольного возраста, играет очень важную роль в воспитании личности.

Читайте также

Основные этапы развития внимания ребенка

Дошкольный возраст у ребенка – период, в продолжение которого родителям нужно приложить немало усилий, чтобы…

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Термином «дошкольный возраст» называется период жизни ребенка с 4 до 6-7 лет. Это время, когда малыш уже хорошо разговаривает, некоторые в этом возрасте уже знают буквы и умеют читать, у них накапливается словарный запас, развивается речь. Такой качественный рывок в приобретении знаний обуславливается особенностями памяти. Ребенок не прикладывает усилий, чтобы что-то запомнить. Запоминание происходит само по себе с помощью эмоциональной реакции. Дело в том, что в этот период большинство вещей происходит с малышом впервые, что вызывает определенные эмоции, которые помогают их фиксировать.

Активное развитие речи в этом возрасте способствует запоминанию словесного материала: стихотворений, несложных песенок, диалогов из мультиков, рекламы. При этом малыш может в подробностях пересказать не просто сюжет, а слово в слово повторить речевые обороты.

У дошкольников хорошо получается запоминать события в мельчайших подробностях, чему способствует образная память. Это происходит из-за личного зрительного восприятия. Она дает плодотворные результаты в дальнейшем обучении, поэтому ее развивать необходимо в первую очередь.

Определение памяти и ее сущность

На протяжении жизни человек постоянно накапливает опыт, во многом благодаря высшим психическим функциям, которые позволяют фиксировать информацию, какое-то время хранить ее и многократно воспроизводить. Часто эта информация стирается, спустя какое-то время, если ее не использовать. Когнитивные процессы связаны с образованием в коре полушарий мозга нейронных связей (синапсов). Память имеет огромное значение в познании и самоидентификации.методики развития памяти у детей дошкольного возраста

Виды памяти

Память классифицируют по разным принципам, в зависимости от длительности хранения информации, осознанности, органов чувств, принимающих участие в фиксации, и других факторов, на которых остановимся подробнее.

По тому, насколько долго способна храниться информация, память различают:

  • Кратковременная – информация запоминается на очень короткий промежуток времени. Как правило, это слова при написании диктанта, цифры, лица, с которыми в повседневной жизни не контактирует человек.
  • Оперативная – информация хранится ровно столько, сколько она нужна. Если ее не использовать, то она попросту стирается. Как правило, мы забываем математические формулы после школы, если не связали с математикой свою профессиональную деятельность.
  • Длительная – информация хранится очень долго. Такая память помогает накапливать жизненный опыт: запоминает навыки, знания, которыми мы часто пользуемся автоматически.

Читайте также

Как сделать полосу препятствий для детей

Полоса препятствий – развлечение, которое придется по вкусу каждому ребенку без исключения. Прохождение полосы…

Самая распространенная классификация памяти отталкивается от органов чувств, которые анализируют ту или иную информацию. Стоит отметить, что в процессе запоминания участвуют все нижеперечисленные виды памяти. Но у некоторых какой-то компонент может быть развит лучше остальных:

  • Зрительная – человек запоминает то, что увидел собственными глазами.
  • Слуховая – восприятие звуковой акустической информации легче поддается запоминанию.
  • Осязательная – анализатором информации являются рецепторы кожи, запоминаются тактильные ощущения, движения.
  • Обонятельная – память на запахи.
  • Вкусовая – запоминание вкусовых ощущений.

Когда человек ест, к примеру, малину, в его сознании могут возникнуть воспоминания о детском времени, проведенном у бабушки на даче. Нередко запах осенней листвы вызывает воспоминания о школе и событиях, которые происходили в те годы. Осязания еще в детстве дали четкую установку, что горячие предметы трогать нельзя.

К процессу запоминания могут подключаться разные виды психической и физической активности. Учитывая это, память может быть:

  • Двигательная – запоминание движений. Активно работает, когда малыш учится переворачиваться, ползать, ходить, бегать, самостоятельно кушать, писать.
  • Образная – воспроизведение в памяти слуховых, зрительных образов, которые ранее запомнились человеком. Этот вид преобладает у дошкольников.
  • Эмоциональная – напрямую связана с переживаниями, которые могут вызвать соответствующие воспоминания.
  • Логическая – запоминаются мысли, понятия, их последовательность.

Исходя из сущности памяти, можно сделать вывод, что процесс запоминания очень сложный. Крайне важно развивать его у детей дошкольного возраста, так как именно в это время человек поглощает информацию, подобно губке. Поэтому при правильном подходе можно повысить не только качество памяти, но и ее объем, что, несомненно, пригодится в дальнейшей жизнедеятельности человека.

Методики для развития зрительной памяти

Особенность зрительной памяти состоит в том, что образ, который фиксируется в голове, получен путем анализа увиденного. Следовательно, для того, чтобы тренировать ее, следует акцентировать внимание на запоминании с помощью зрительных образов. Учитывая, что дети дошкольного возраста лучше запоминают то, что вызывает у них эмоции, то важно использовать этот момент во время тренировки памяти.основные показатели развития памяти у детей

Например, можно отправиться с ребенком на интересную прогулку – в зоопарк, в дельфинарий или в любое другое место, которое будет для малыша интересным и непривычным. Он с особым восторгом будет наблюдать за всем происходящим, невольно запоминая основные моменты приключения. Вечером, по возвращению домой, нужно попросить ребенка рассказать о том, где он был и что он видел, одному из членов семьи. А еще лучше, дать малышу карандаши или краски и попросить нарисовать все, что он видел во время прогулки.

Полезно читать вместе с детьми книжки с картинками. Когда ребенок слушает сказку, при этом рассматривая картинку, образы лучше запоминаются. Эта методика сочетает тренировку не только зрительной памяти, но и слуховой.

Для тренировки зрительного запоминания хорошо использовать картинки. Нужно показывать ребенку картинку на протяжении пары минут, чтобы он мог хорошенько ее рассмотреть. Потом он должен описать по памяти, что изображено на ней.

Не бывает такого, что человек, а особенно, любознательный ребенок, пользовался только одним видом памяти. Мы используем их все комплексно, поэтому очень важно подключать упражнения для развития всех их разновидностей.

Развитие ассоциативной памяти

Ассоциации играют важную роль в запоминании, поэтому необходимо тренировать ассоциативную память. Для детей важно превратить упражнения в веселую игру, чтобы они, как можно сильнее, увлеклись ею, и процесс тренировки принес больший эффект. Лучше всего также использовать картинки или предметы, чтобы зрительная память тоже участвовала в процессе. Необходимо показать ребенку какой-нибудь простой предмет, например, яблоко, чтобы малыш описал его: круглое, красное, сладкое и так далее. Такие приемы позволят создать определенный ассоциативный ряд, который может составлять не только привычные ассоциации, но и неожиданные личные.

В этом направлении хорошо работает сравнение. Нужно дать ребенку два разных предмета и попросить назвать, что у этих предметов общего, а что различного. Такое упражнение поможет развить не только память, но и аналитическое мышление.

Развитие моторной и тактильной памяти

Существует множество развивающих методик для тренировки тактильной и моторной памяти. Одна из замечательных игр заключается в следующем: нужно сложить в мешочек различные геометрические фигуры, которые малыш должен угадать на ощупь. Вместо геометрических фигур, могут быть различные бытовые предметы. Главное, чтобы ребенок не видел их, а узнавал только с помощью пальчиков.упражнения для развития памяти у детей

Второй способ заключается в том, чтобы закрыть малышу глаза и совершить вместе с ним несколько движений: два шага вперед, три шага влево, один шаг назад и так далее. Потом глаза ему нужно открыть и попросить повторить эти движения самостоятельно.

Читайте также

Методы закаливания детей

Закаливание детей – это совокупность оздоровительных действий, сосредоточенных на увеличении выносливости организма…

Физические упражнения, которые малыш должен повторять в определенной последовательности, тоже очень полезны в качестве тренировки памяти.

Развитие слуховой и вербальной памяти

Программа развития слуховой и вербальной памяти насчитывает множество методик и упражнений, но, наверное, самым эффективным и интересным для ребенка будет заучивание стихотворений и песенок. Как правило, дети дошкольного возраста поражают количеством выученных стихов, и это очень полезно. Нужно предлагать ребенку учить стихотворения и песенки к различным праздникам, к приходу весны, лета, других сезонов. На самом деле, даже если этого не делать, ребенок будет запоминать рекламу из телевизора и другой информационный мусор, поэтому лучше приложить усилие и заполнить эту потребность к запоминанию более полезным материалом.

Интересная методика тренировки для группы детей, заключается в том, чтобы ребенок называл слово (если дети не знакомы, это могут быть имена), и каждый следующий малыш должен назвать все предыдущие имена и добавить к ним свое. Таки образом им, детям, нужно будет быстро запомнить большое количество имен в определенной последовательности. Вместо имен могут быть любые другие слова.

Игры и упражнения для развития памяти

Необходимо заинтересовать ребенка, превратив упражнение для развития памяти в игру. Дошкольники лучше всего запоминают то, что вызывает эмоции, поэтому следует использовать яркие интересные предметы, картинки, движения, чтобы вовлечь ребенка в развивающую игру. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять малыша делать то, что он не хочет. Лучше вернуться к процессу обучения, когда он будет к этому расположен.

Если у ребенка что-то не выходит с первого раза, категорически запрещено его за это ругать. Эти негативные эмоции обязательно запомнятся малышу, и он не захочет больше возвращаться к процессу тренировки памяти.

Упражнения на запоминание должны быть простыми и логичными. Ребенку будет намного интереснее, если он увидит в родителе или воспитателе такого же участника игры. Желательно использовать комбинированные игры, чтобы тренировать разные виды памяти. Таким образом будет происходить гармоничное комплексное развитие способностей ребенка.

Нарушения памяти и их причины

Нарушение памяти в детском возрасте может произойти из-за родовых травм и их последствий. Инфекционные заболевания, интоксикации, патологии развития головного мозга, психические отклонения тоже могут привести к проблемам развития памяти у детей, на которые сложно повлиять.методика развития памяти у детей

В остальных случаях над способностью запоминать можно работать. Этому способствуют не только правильно подобранные методики, но и некоторые другие факторы:

  1. Питание ребенка должно быть разнообразным и сбалансированным, содержать в себе много свежих фруктов и овощей, рыбу, орехи. Количество сладостей следует сократить.
  2. Прогулки на свежем воздухе очень благотворно влияют на процесс развития памяти и других умственных способностей малыша.
  3. Здоровый сон необходим каждому человеку, особенно, в детском возрасте. Для того чтобы быть активным днем, нужно хорошо высыпаться за ночь. Только отдохнувший мозг способен воспринимать полезную информацию.
  4. Регулярные игровые тренировки, несомненно, принесут результаты. А хорошая память – это залог успешного обучения будущего школьника.

Читайте также

Система трудового воспитания детей

Развитие дошкольников должно происходить планомерно и разносторонне. В этот период формируются многие главные…

Дети-дошкольники пребывают в прекрасном и уникальном возрасте почемучек. Чрезвычайно важно удовлетворять их любопытство, уделять им максимум внимания, ведь в этот период ребенок впитывает информацию, как губка, а что он впитает, во многом зависит от родителей и воспитателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *